В кабине новичка
Современный трактор, доверенный механизатору,— удивительная, надежная, способная ко многим делам машина. Для тех, кто станет механизатором завтра, в конструкторских бюро, в опытных цехах, на испытательных полигонах рождается техника еще сложнее, еще «способнее». Только в руках трудолюбивых, грамотных она проявит все грани своего таланта, заложенного в нее мудростью тысяч людей. И все они старались для одного тебя, тракторист. За тобой ответное слово работой.
Подсядем в качестве невидимки-наблюдателя в кабину трактора, когда, скажем, он работает на севе. Молодой тракторист взволнован, несколько даже суетлив: то к приборной доске наклонится, то вдруг остановит агрегат, чтобы переключить скорость, то обернется посмотреть на сеялки, то подправляет рычагами ход агрегата, выводя его точно на маркировочную линию, то вдруг замрет, прислушиваясь к возникшему вдруг непонятному постороннему звуку.
У него одновременно несколько объектов внимания: трактор, поле, по которому он ведет агрегат, и сеялка, находящаяся сзади. Внутри трактора можно насчитать более десятка объектов внимания — по приборам и шумам узлов трактора механизатор контролирует состояние машины.
За окном кабины — поле. За ним тоже нужен глаз да глаз. Во-первых, рельеф: надо смотреть, как идут колеса или гусеницы трактора. Во-вторых, не прозевать какой-нибудь преграды: всякое может быть — валун, забытая нерадивым предшественником железяка, грозящая аварией, яма и пр. В-третьих, надо вести агрегат четко по маркировочной линии (если сев) или по другим ориентирам при иных работах.
Сзади — сеялки; надо приглядывать и за ними — и буквально, и по сигнализаторам их работы, установленным в кабине трактора.
Наблюдая за неспокойным поведением тракториста, можно сделать вывод о том, что он еще недостаточно опытен — он делает много лишних движений из опасения что-то пропустить, недосмотреть, потому и быстро утомляется.