Когда поле отдыхет
Наступает время, когда машины, закончив свое дело, покидают поле, и оно остается «отдыхать» до весны. Кончается ли на этом работа сельского механизатора, не начинается ли период зимовки?
«Затишье» в труде когда-то действительно наступало с приходом зимних посиделок; крестьянину оставалась только забота о скотине, да неспешный ремонт бедного инвентаря, да всякие поделки, которые развились в удивительную отрасль — народные промыслы и здесь проявился щедрый талант сельских умельцев. Однако время «посиделок» давно минуло, и зимой на селе — хлопот полон рот.
Первая забота, предзимняя,— ремонт выведенной с полей техники, постановка ее на хранение. Здесь проявляются другие области знаний механизатора — он становится слесарем-ремонтником, вместе с персоналом ремонтных мастерских готовит свою технику к будущим «битвам» за урожай.
Подчеркнем еще одну особенность работы механизатора, которую не часто встретишь в других отраслях производства: постановка техники на хранение. Эту особенность определяет сезонность полевых работ. Токарь на заводе или машинист тепловоза свои станки и машины не консервирует на долгий срок.
Механизатору же ежегодно предстоит такая операция. Расставляет он технику на машинном дворе по родам своих «войск»: в один ряд— плуги, в другой — культиваторы, в третий — сеялки, далее — косилки и т. д. Под навесом стоят уборочные машины, тоже каждая — в своем ряду. Покрытые антикоррозионной смазкой, покрашенные, на специальных подставках, эти машины и орудия должны быть в итоге в таком состоянии, чтобы по первой же необходимости могли выйти в поле и приступить к работе.
Чтобы выполнить это условие, механизатор должен знать все правила постановки техники на хранение, ее консервации и расконсервации.
Значительное время этого «зимнего» перерыва занимает работа в мастерских по ремонту. Каждая машина должна встать на линейку готовности не менее чем за две недели до начала той или иной полевой кампании.
Весь твой опыт в этом деле проверит пристрастная комиссия. Она пройдет по всем линейкам готовности и проставит оценки твоему старанию. А от этих оценок будет зависеть и твой заработок и твоя репутация среди товарищей. Но главное — от этих оценок будет зависеть качество предстоящих работ в полях, а значит, и судьба урожая.
Ну, а трактор? У него передыха нет и зимой, разве что — по графику — встать на очередное ТО или ремонт. На пунктах ТО священно действуют самые квалифицированные механизаторы, имеющие солидный опыт, отлично знающие технику,— мастера-наладчики. Они оказывают машинам и скорую помощь в поле при внезапных отказах, и выполняют плановые операции по техническому обслуживанию сельскохозяйственной техники.
Итак, трактору есть работа круглый год. Зимой преимущественно работы транспортные. Надо сено и солому доставить с поля к фермам, надо корма раздать животным, надо удобрение вывозить в поле, заняться доставкой со складов горючего, минеральных удобрений, средств защиты растений.
Надо и пахать — да, как только накопится на полях достаточно снега, широким фронтом развертывается снежная пахота. Снег сгребают в валки, наращивая таким образом его покров, ибо валки препятствуют сдуванию снега с полей. Весной больше влаги впитывается в почву, запас ее поможет дружному развитию всходов. Значит, и зимой работа на будущий урожай.
«Зима — пора учебы. За парты, хлеборобы!» — так еще говорят о зиме на селе. Да, это пора и обмена опытом, пора накапливания новых знаний, изучения новой техники, технологии, форм организации труда. Ведь недаром по каждой специальности предусмотрена дисциплина — основы экономики труда и производства.
Так что поздняя осень и зима — сложный этап, подготавливающий и людей, и технику, и поле к очередному рывку вперед. И первый звон весенней капели звучит как камертон для настройки всего слаженного оркестра людей и машин к исполнению новой симфонии под названием «Урожай».
Не убавляет, а прибавляет дел зима и животноводу. Но очерк об этом важнейшем сельскохозяйственном цехе под крышей следует вынести в отдельную главу.